Фильмы ужасов созданы для тех людей, у кого крепкие нервишки, и они обожают иногда немножко побояться. Ужастики стали такими модными, что сейчас их снимает всякий, кому не лень. У большинства киноделов получаются невзрачные киношки, смотреть которые не столько страшно, сколько неприятно.
А вот у настоящих мастеров своего дела выходит такая жуткая жуть, что после ее просмотра слабый духом зритель две недели спит со светом и не ходит в туалет один. Но и если бы зритель-смельчак узнал, что происходит за кадром таких фильмов, то, пожалуй, у зрителя-трусишки, сидящего в это время под одеялком, появилась бы компания.
Паранормальное явление
/ Paranormal Activity, 2007
Орен Пели потратил на съемки этой жути всего 15 000 долларов, здорово сэкономив на актерах и декорациях, ведь снимал он собственный дом.
Зрители были в восторге.
Ну как в восторге. Они едва не сломали кинотеатр, пытаясь из него убежать, и с тех пор за фильмом закрепилась репутация ну очень страшного кино.
Стивен Спилберг, которого упросили взять над уже готовым фильмом шефство, только посмеялся и подумал про себя: «Мне ли пугаться дешевой поделки какого-то самоучки?».
Это он зря. Как и зря затеял просмотр этого кино ночью, находясь в своем калифорнийском особняке совсем один.
В середине фильма он выключил телевизор и подумал:
«Твою ж мать, как я спать-то теперь буду?».
Шефство над фильмом он все же взял, а вот на вопрос о том, досмотрел ли он его, предпочитает не отвечать.
Звонок/ Ringu, 1998
Оказывается, зловещая девочка по имени Садако Ямамури, не была выдумана создателями фильма из головы. В начале ХХ века в Японии проживала девушка, которая обладала экстрасенсорными способностями и с их помощью помогала людям.
Звали ее Сидзуко Мифунэ. Однако работа с необразованными и темными людьми принесла ей только горе. В одной семье после ее посещения скончался малыш (как потом выяснилось — от оспы, а не от колдовства), виновной объявили Сидзуко.
Жители деревни обратились к властям с просьбой наказать ее за злые чары, а власти, напротив, публично объявили ее шарлатанкой. Пока шло это абсурдное разбирательство, Сидзуко не вынесла позора и покончила с собой. Слухи о проклятье появились позже, когда несколько незнакомых между собой людей скончались.
Все они перед смертью уверяли, что им явилась страшная черноволосая девушка.
Техасская резня бензопилой
/ The Texas Chain Saw Massacre, 1974
Актеры, снимавшиеся в фильме, рассказывали, что неудачи преследовали их одна за другой. В фильме мы видим море крови, и не вся она — искусственная.
Например, во время сцены обеда актриса Мэрилин Бёрнс по-настоящему порезала палец.
А ассистент, помогавший «подвешивать на крюк» актрису, не рассчитал силы и не закрепил девушку как следует. Крюк вонзился ей в плечо, и поэтому крики боли, которые мы слышим в той ужасной сцене — настоящие.
Были и другие случаи.
Режиссер Тоуб Хупер всегда считал себя здравомыслящим человеком, и поэтому жестко пресекал любые слухи о проклятии, ползавшие по съемочной площадке. Но и его убеждения пошатнулись, когда на площадку прорвалась местная гадалка и заявила о том, что работе мешает «разгневанный непогребенный человек».
Вот тут-то Хупер и вспомнил, как он сэкономил на реквизите и вместо дорогого пластмассового скелета заказал из Индии настоящий человеческий.
Сияние
/ The Shining, 1980
Как известно, Стэнли Кубрик — большой перфекционист и стремится к совершенству каждого кадра своих фильмов. Во всю свою мощь он развернулся на съемках «Сияния». Фильм не зря признан «одним из величайших». Кубрик требовал переснимать огромное количество дублей, добиваясь нужного ему эффекта.
Например, сцену, в которой Джек Николсон ломает топором дверь, снимали три дня, истратив целых 60 дверей.
Но если Николсон был другом Кубрика и пользовался кое-какими привилегиями, то бедняжка Шелли Дювалл никаких поблажек не получила. Режиссер придирался ко всему, считая, что она играет слишком жизнерадостно.
И чтобы сделать Шелли грустнее, Кубрик придумал ход, который показался ему очень удачным: он подговорил всех членов съемочной группы, чтобы они ни под каким видом не проявляли к ней сочувствия, а сам постоянно осыпал ее мерзкими оскорблениями.
Все это привело к тому, что в какой-то момент расстроенная Шелли поняла, что не может больше плакать, потому что у нее нет слез. Прибывший врач диагностировал у нее обезвоживание, вызванное постоянными рыданиями, прописал лекарства и обильное питье и строго-настрого запретил Кубрику применять такие методы.
Тот не сильно расстроился. Ведь главные сцены уже были отсняты.
Дракула
/ Dracula, 1992
Экранизация истории о великом вампире, вышедшая из-под руки Френсиса Форда Копполы, считается самой страшной, а сам Дракула, сыгранный Гари Олдманом, — одним из величайших злодеев в мире. Тому есть рациональные объяснения: старательная работа режиссера, мастерство оператора, хороший сценарий, продуманные спецэффекты, и, конечно же, игра актеров.
Особенно на этом поприще выделился Гари Олдман, один-единственный на площадке человек, уверенный в том, что его Дракула получается недостаточно страшным.
Для того, чтобы припугнуть своих коллег, Олдман использовал прием, позаимствованный у того же Кубрика.
Перед сценой, в которой ему полагается превратиться в летучую мышь и улететь, он быстро подошел к Вайноне Райдер и шепнул ей на ухо:
«Как же меня достало с тобой работать! Чтоб ты сдохла!».
Потом он, конечно, очень извинялся, но зато испуг Вайноны, оперативно заснятый на камеру — подлинный.
Кошмар на улице Вязов
/ A Nightmare on Elm Street, 1984
Роберт Инглунд, который баламутит спящий народ вот уже больше 30 лет, получил роль маньяка Фредди благодаря двум обстоятельствам. Первое из них — довольно забавно: в то время, когда режиссер Уэс Крэйвен проводил кастинг, Фредди умудрился поссориться со своей подружкой, в шутку нарисовав себе «окровавленное лицо» с помощью грима.
Испуганная девушка шутку не оценила, и Роберт из вредности проходил в таком виде три дня, не умываясь даже для похода в магазин.
Именно там его Крэйвен и увидел.
Второй факт будет пострашней.
Пробы дались Инглунду нелегко — он никак не мог понять, чего от него хочет режиссер. Однако тот, видимо, и сам не мог объяснить, что ему надо, поэтому к концу дня оба устали друг от друга и мечтали пустить друг другу кровь. Кровь была, только Инглунд пустил ее сам себе, неудачно схватив смертоносную перчатку.
Лезвие воткнулось в руку, и это стало последней каплей в терпении актера.
Роберт психанул: он бегал по студии, орал непечатные выражения и размахивал окровавленной рукой, разбрызгивая кровь по комнате и высказывая Крэйвену все, что о нем думает, в то время как тот вжался в стул и боялся даже пикнуть.
«Вот оно — настоящее зло», — благоговейно думал он.
Кэндимэн
/ Candyman, 1992
Режиссеру Бернарду Роузу не суждено было достичь признания в Голливуде, но в 1992 году он об этом не знал и старался как мог, чтобы не отстать от маститых коллег по части натуральности и достоверности.
Как ему пришло в голову использовать в фильме пчел — знает только Бог, но в сцене, где изо рта Тони Тодда выползают живые пчелы, выползают… живые пчелы.
Да-да, Роуз додумался посадить в рот актера небольшой, но самый настоящий рой пчел.
Как рассказывает сам актер, он не сомневается в том, что его актерская игра в тот момент оставляла желать лучшего. По сюжету он должен был изображать праведный гнев восставшего из мертвых героя, но попробуйте-ка сыграть гнев, когда у вас во рту копошатся кусачие пчелы! Не описался от страха — и то хорошо.
Не искусали до смерти — и то спасибо.
Зловещие мертвецы
/ The Evil Dead, 1981
Не уступать в натуральности решила и съемочная команда «Зловещих мертвецов», и у них тоже не обошлось без казусов. Правда, их казус скорее забавен, чем страшен, поэтому в этом пункте списка вы можете остановиться и передохнуть от ужасов.
Чтобы убедительнее изобразить молодежь, накурившуюся марихуаны, актеры решили накуриться настоящей марихуаны.
Дым, тянущийся от этой веселой команды, заманил в кадр ассистента. Потом гримершу. Затем еще пару человек, потом — оператора, а потом веселье приобрело такой размах, что больше в этот день никаких съемок уже не велось: ребята веселились на полную катушку и творили разные безобидные бесчинства.
Правда, камеру выключить забыли.
Поэтому утром, с тяжелой головой просматривая запись своего разгула, все, от режиссера до уборщицы, устыдились и твердо решили — больше никаких косяков во время съемок.
Полтергейст
/ Poltergeist, 1982
Съемки фильма пугали актеров не меньше, чем события по сюжету — их героев. Тяжелее всех приходилось шестилетней малышке Хезер О’Рурк, сыгравшей девочку, похищенную демоном. Она не понимала, что снимается в фильме ужасов, и в отличие от взрослых актеров боялась по-настоящему.
Самым сильным испытанием для нее стала сцена, где ожившая мельница задувает все игрушки в шкаф.
У девочки был настоящий шок: она плакала, звала родителей и никак не могла успокоиться. Стивен Спилберг, присутствовавший на площадке, немедленно подбежал, остановил съемки и обнял Хезер, обещая, что ничего подобного больше не повторится.
Но на нее словно что-то нашло. «Я умру, я скоро умру!» — плакала она.
И действительно, на съемках третьей части франшизы она внезапно упала в обморок и на пути в больницу умерла. О причинах ее смерти врачи спорят до сих пор.
Интервью с вампиром
/ Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994
В фильме мы видим известных красавчиков Тома Круза, Брэда Питта и Антонио Бандераса в образе вампиров. Над актерами поработали отлично: костюмы старой эпохи придавали им шик, длинные волосы и грустные диалоги — романтичность, а синие вены, выступавшие на их коже, внушали зрителю мистический трепет перед тайнами переродившегося организма, вынужденного поглощать кровь.
Если бы мы знали, какой ценой актерам доставались именно этим вены, мы были бы в ужасе о того, что им пришлось пережить.
Гримеры посчитали, что если их просто нарисовать на коже, эффект будет недостаточно убедительным.
Крузу, Питту и Бандерасу приходилось перед съемками по часу-полтора висеть вниз головой, испытывая кошмарные давление и удушье и ожидая, пока прилившая к голове кровь сделает вены вздувшимися и синими.